Программа семинара
Автор и ведущий: Александров Александр Владимирович, руководитель Группы компаний ВИАЛЕК, международный эксперт по GxP, консультант по правилам регистрации и экспертизы лекарственных средств, ведущий аудитор Европейской Организации Качества (EOQ), тренер-консультант Фармакопеи США по программам преквалификации ВОЗ, член международных организаций ISPE, IEST, PDA, AQS и др.
Организатор: государственное предприятие «НПЦ ЛОТИОС».
Место проведения: Минский городской институт развития образования, г. Минск, Броневой переулок, 15А, 2-й этаж, пом. 205 (станция метро «Площадь Победы»).
Программа семинара охватывает различные аспекты деятельности технологов и направлена на углубление их знаний и навыков в сфере GMP, что поможет технологам лучше справляться с реальными производственными вызовами с учетом действующих требований к фармацевтической системе качества.
В ходе семинара участники получат ответы на интересующие вопросы и смогут найти решения для повседневных проблемных задач. Программа сочетает теорию и практические аспекты, что позволит участникам получить актуальные знания, укрепить свои компетенции и улучшить навыки работы с документацией и данными, на примерах реальных ситуаций.
Программа семинара обновлена в соответствии с новыми трендами GMP – управление рисками для качества, целостность данных, holding time, продолжающаяся верификация процессов и др. Особое внимание уделено взаимодействию технологов с другими подразделениями предприятия (ОКК, ООК, инженерной службой) для повышения эффективности совместной работы и обеспечения соответствия требованиям GMP.
Время |
Программа* |
1-й день, 11.06.2025 |
|
9:30-10:00 |
Регистрация участников. Приветственный кофе |
10:00-12:20 |
1. Организационные вопросы работы технологов на фармацевтическом предприятии: 1.1. Функции и зона ответственности технологов на разных этапах жизненного цикла лекарственных средств. 1.2. Организация Отдела главного технолога (или Производственно-Технического отдела и т.п.), варианты подчиненности технологов цехов (если применимо). 1.3. Разделение функций между технологами, руководителями цехов и/или производственных участков, Отделом контроля качества (ОКК) и Отделом обеспечения качества (ООК). |
12:20-13:00 |
Обед (включен в стоимость) |
13:00-15:00 |
2. Производственная (технологическая) документация: 2.1. Промышленные (технологические) регламенты (если применимо). 2.2. Производственная рецептура, нормы расхода, материальный баланс. 2.3. Технологические инструкции. 2.4. Инструкции по упаковке. 2.5. Инструкции (процедуры) по очистке. 2.6. Стандартные операционные процедуры (СОП). 2.7. Влияние материалов регистрационного досье на содержимое технологической документации. |
15:00-15:20 |
Кофе-пауза |
15:20-17:00 |
3. Проблемные вопросы фармацевтической технологии: 3.1. Анализ и устранение узких мест (bottleneck analysis). 3.2. Правила формирования коммерческих серий: размер серии, ожидаемый выход, объединение подсерий и правила разделения серий на упаковке. 3.3. Влияние стабильности сырья на длительность отдельных этапов производства. Правила установления допустимого времени ожидания (holding time) для полупродуктов, нефасованной продукции, неочищенного и/или очищенного оборудования. 3.4. Переработка и повторная обработка. |
2-й день, 12.06.2025 |
|
9:00-10:30 |
4. Валидация и верификация процессов: 4.1. Валидация процессов: основные этапы и критерии приемлемости. 4.2. Определение и мониторинг ключевых параметров, влияющих на качество лекарственных препаратов. 4.3. Выбор стратегии продолжающейся верификации процесса на примерах. 4.4. Построение системы сбора и анализа данных для подтверждения стабильности процессов. Обоснование использования статистических методов для оценки и интерпретации данных. |
10:30-10:50 |
Кофе-пауза |
10:50-12:20 |
5. Управление производственными записями и целостность данных: 5.1. Структура записей по производству. 5.2. Шаблоны заполняемых форм журналов, протоколов производства и упаковки серии. 5.3. Досье на серию. Структура, шаблоны заполняемых форм, правила выдачи бланков протоколов на серию. 5.4. Целостность данных для производственных записей на бумажных носителях. 5.5. Оценка соответствия производства по протоколам досье на серию при предъявлении серии на контроль. |
12:20-13:00 |
Обед (включен в стоимость) |
13:00-15:00 |
6. Стратегии внутрипроизводственного контроля качества: 6.1. Выбор контрольных точек, частоты контроля, объема выборки и обоснование критериев приемлемости. 6.2. Применение методологии управления рисками для качества при оценке возможности сокращения частоты, объема или глубины внутрипроизводственного контроля на примерах. 6.3. Проблемы визуального контроля и стандартизация визуальных дефектов продукции. |
15:00-15:20 |
Кофе-пауза |
15:20-17:00 |
7. Взаимодействие с ОКК: 7.1. Точки взаимодействия ОКК и технологов. 7.2. Участие в составлении спецификаций на сырье и материалы, полупродукты и готовую продукцию, в обосновании и возможности сокращения объема входного контроля сырья и упаковочных материалов, в том числе возвращаемых из производства. 7.3. Взаимодействие по отбору образцов полупродуктов и нефасованной продукции. 7.4. Участие технологов в расследовании несоответствующих результатов контроля качества. |
3-й день, 13.06.2025 |
|
9:00-10:30 |
8. Взаимодействие с ООК: 8.1. Оценка инцидентов, отклонений и несоответствий в технологических процессах и связанной с ними инфраструктуры на примерах. 8.2. Оценка приемлемости (допустимости) санкционированных отклонений и/или временных изменений. 8.3. Особенности работы с корректирующими действиями (САРА), связанными с производственными процессами. Применение методологии управления рисками для оценки эффективности САРА на примерах. 8.4. Участие в контроле изменений. |
10:30-10:50 |
Кофе-пауза |
10:50-12:20 |
9. Взаимодействие с инженерной службой: 9.1. Участие в подборе оборудования, подготовке Спецификаций требований пользователя (URS) и составлении инструкций по эксплуатации оборудования. 9.2. Участие в первичной и повторной квалификации оборудования и инженерных систем. 9.3. Предотвращение остановок производства и участие в ТОИР, калибровке/поверке средств измерений. 9.4. Использование журналов по эксплуатации оборудования и систем для анализа, улучшения и обоснования периодичности повторной квалификации. |
12:20-13:00 |
Обед (включен в стоимость) |
13:00-15:00 |
10. Меры предотвращение загрязнений, очистка и дезинфекция: 10.1. Оценка и обоснование возможности для совмещения производства. 10.2. Принципы зонирования производства и применение барьерных технологий. 10.3. Особенности работы технологов в производстве лекарственных средств, содержащих опасные вещества на примере бата-лактамных антибиотиков и половых гормонов. 10.4. Оценка эффективности программы (мер) по минимизации риска перекрестного загрязнения. 10.5. Вопросы разработки процесса очистки, подбора моющих и дезинфицирующих средств. |
15:00-15:30 |
Круглый стол. Ответы на вопросы. |
15.30-16.00 |
Выдача документов. |
* в программе возможны изменения, лектор по своему усмотрению может регулировать прохождение тем.
Стоимость участия с НДС на одного слушателя 750 рублей.
Для участия в семинаре просим заполнить и направить до 10.06.2025 на адрес oimc-edu@lotios.by прилагаемый бланк заявки, а также оформить и привезти с собой подписанный договор в 3-х экземплярах на каждого слушателя. Участие в семинаре – при полной предоплате.
Обеды, кофе-паузы и раздаточные материалы включены в стоимость семинара. Проезд и проживание – за счет направляющей стороны.
Контактные лица: (017) 360-45-82 – Тулупова Елена Вячеславовна, заведующий отраслевым информационно-методическим центром по вопросам обеспечения качества ; (017) 361-13-89 – Полешук Елена Николаевна, главный специалист отраслевого информационно-методического центра по вопросам обеспечения качества.